Немного предисловия:
Сатанизм и культура
Все философские идеи так или иначе находят свое отражение в культуре, и Сатанизм — не исключение. Когда сторонники определенного мировоззрения образуют устойчивое сообщество, внутри него возникает свой культурный пласт, так или иначе отражающий это мировоззрение. Культура становится неотделимой от породившей ее философии. Даже многие Сатанисты нередко путают — что относится к собственно Сатанизму, а что к Сатанистской культуре. Например, отмечаемые нами праздники — это элемент Сатанистской культуры, а не мировоззрения Сатанизма.
Основа Сатанистской эстетики — идея Тьмы, черного цвета как наиболее удобного фона для объективного восприятия других цветов. Хорошо известны оптические иллюзии с искажением восприятия контрастных сочетаний цветов. Каждый может проделать опыт и убедиться, что, допустим, серый предмет на красном фоне кажется немного зеленоватым, а на зеленом фоне — красноватым. На белом фоне предметы кажутся темнее. И только на черном все цвета воспринимаются точно.
Другая особенность Сатанистской культуры — спокойное отношение к анатомии и физиологии человека. Это проявляется не только в отсутствии сексуальных табу, но и в том, что, допустим, черепа, кости, кровь для Сатаниста такие же части земной жизни, как листья деревьев или шкуры животных. Многое вокруг нас когда-то было живым, и каждый человек использует в своем обиходе предметы, сделанные из животных и растений. Но при одном только взгляде на человеческий череп (а то и на собственную кровь) простой обыватель зачастую падает в обморок. Человек из современного общества боится того, что у него внутри. Это касается и физиологии, и психики. Но если посмотреть на культуру языческих народов, то мы видим, что их восприятие человека в корне отличалась от того, что мы видим в иудейском/христианском/мусульманском обществе. Они не испытывают страха или отвращения ни к одному из проявлений жизни на Земле. Такого же взгляда придерживаются и Сатанисты. С ним тесно связана другая особенность Сатанистской культуры, а именно — отсутствие антропоцентризма. Человек для Сатаниста — не царь природы и не высшее ее достижение. Просто господствующая на данном этапе эволюции форма жизни, как когда-то господствовали динозавры. "Человек есть то, что должно превзойти" /Ф.Ницше/. А еще — то, над чем можно посмеяться. Одна из основных тем Сатанистского юмора — человек со всеми его человеческими инстинктами, глупостями, комплексами.
Поскольку человек сам по себе не является для Сатаниста самоценностью, то страдания и смерть человека вовсе не обязаны вызывать у Сатаниста отрицательные эмоции. Поэтому среди Сатанистов очень распространен так называемый черный юмор. Почему бы не посмеяться над тем, что является смешным для стороннего наблюдателя, не отождествляющего мысленно себя с жертвой, как это делает человек, воспитанный в духе гуманизма?
Сатанистский юмор не делает исключений ни для чего, в том числе и для самого Сатаны. Кроме того, весьма характерно для Сатанистов отношение к смерти с юмором. Парадокс: больше всего боятся смерти те люди, чье мировоззрение обещает им после смерти "вечную жизнь" и тому подобные приятные вещи. А вовсе не Сатанисты, которые не берутся с уверенностью судить о том, что будет с нами после смерти. Видимо, это связано с тем, что Сатанист, в отличие от обычного человека, не испытывает страха перед неизвестностью.
Элементов культуры, созданных Сатанистами, пока что немного. Поэтому в основном Сатанисту приходится иметь дело с культурой и искусством общества, среди которого он живет. Но отдельные Сатанистские идеи зачастую находятся в работах авторов, весьма далеких от Сатанизма. И отношение Сатаниста к культуре окружающего общества заметно отличается от отношения простого обывателя, на чем стоит остановиться подробно.
Во-первых, Сатанисту не свойственно потреблять "массовую культуру". Не потому, что она чем-то противоречит Сатанизму, и даже не из-за ее преимущественно низкого художественного уровня, а потому, что она описывает жизнь обывателей, которая для Сатаниста может быть интересна разве что с точки зрения изучения массовой психологии. Он относится к "культурной жвачке" окружающего общества примерно так же, как обычный человек воспринял бы произведения о жизни, проблемах и страданиях инопланетян. А психологию лучше изучать на реальных людях, а не на персонажах популярных романов, телесериалов и попсовых песен.
Сатанисту свойственно критическое отношение к авторам произведений. Он никогда не станет "фанатеть" от любимого писателя, музыканта, кинорежиссера и скупать все, на чем напечатано его имя. Для Сатаниста четко разделены интерес к личности автора и интерес к его работам.
Авторы при создании своих произведений обычно рассчитывают вызвать у читателя/слушателя/зрителя определенную реакцию в определенном месте. Вот здесь надо засмеяться, а тут — посочувствовать главному положительному герою. Естественно, автор ориентировался на эмоциональную реакцию массового потребителя, обычного члена общества, а не на Сатаниста. Поэтому неудивительно, что реакция Сатаниста на его произведения сугубо индивидуальна и, как правило, отличается от задуманной. Сатанист может не проявлять ни малейшей симпатии к положительным героям и посмеяться именно над тем, что автор написал совершенно серьезно.
Для Сатаниста характерно особое восприятие мифологии. Во-первых, осознание того, что это не более чем миф, сочетается с отношением к мифологическим персонажам как к архетипам. Во-вторых, повышенный интерес ко всему, что внешне имеет форму человека, но внутренне от от него отличается, обладает какими-то нечеловеческими способностями: оборотни, вампиры, летающие на метлах ведьмы.
В заключение следует отметить, что Сатанисты стремятся не только пассивно воспринимать культуру, но и создавать ее. Очень многие Сатанисты играют музыку, или занимаются литературным творчеством, или еще как-нибудь участвуют в создании Сатанистской культуры.
Сатанисты
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12008-04-24 14:59:33
Поделиться22008-04-24 15:08:46
Краткая история Сатанизма
Согласно представлениям первобытных людей, весь мир населен духами, олицетворяющими различные силы. Каждое явление природы вызывается соответствующим духом. Свой дух обитает в каждом живом существе и в каждой вещи. Духи живут своей жизнью, и желания людей их мало интересуют. Они сильны, они могут и приносить удачу, и насылать болезни и смерть. Духи не делятся на добрых и злых; с точки зрения современного человека, они все злые, так как значительно сильнее человека и не склонны потакать его желаниям. Могущество духов вызывает страх у простых людей.
Но есть люди, умеющие общаться с духами — шаманы. Они не только передают духам просьбы людей, но и могут соперничать с духами на равных, призывать нужных духов и изгонять нежелательных. Поскольку все в мире полагается зависящим от воли духов, то шаман становится универсальным хранителем знаний: он и лекарь, и предсказатель погоды, и советчик на все случаи жизни.
Однако, на определенном этапе развития такие представления перестают удовлетворять человека. Возможно, это связано с накоплением знаний о природе, или с возникновением государства, а может, шаманы начинают злоупотреблять своим положением.
Возникает язычество — религия, которая, хотя и содержит элементы шаманизма, но значительно отличается от него. Среди духов выделяются несколько десятков наиболее могущественных, которые теперь именуются богами. Но самое главное отличие — с богами в язычестве стремятся вступать в контакт не только жрецы, а каждый человек. С одной стороны, это прогресс человека: он практически перестал бояться сил природы. С другой — деградация профессии жреца: если шаман независим от простых людей и при необходимости мог оправдать любые свои действия, сославшись на духов, то жрец в язычестве в большей зависит как от настроений толпы, так и от власть предержащих.
Но, поскольку "сферы действия" некоторых богов далеки от жизни простых людей и от интересов власти, жрецы этих богов сохраняют свою независимость. Возникает разделение богов на светлых, от которых люди ожидают покровительства и исполнения своих желаний, и темных, чья деятельность мало соприкасается с жизнью простого человека. Соответственно, возникают массовые культы светлых богов и замкнутые эзотерические общества вокруг богов темных. Эти общества можно считать предшественниками Сатанизма.
Разделение на светлых и темных поначалу не слишком резкое, некоторые боги обладают как светлыми, так и темными чертами. Но оно постепенно усиливается, и появляются чисто светлые массовые религии. Сначала это были зороастризм, буддизм и иудаизм, позже возникли христианство, ислам, кришнаизм и другие.
Однако, вытесненный новыми религиями темный элемент не мог никуда исчезнуть. В противовес чисто светлым религиям возникают чисто темные: йезиды в Иране, почитатели темных вавилонских, финикийских и египетских богов в Палестине. Их уже можно назвать первыми Сатанистами.
Итак, Сатанизм возник в результате консолидации сторонников различных темных богов, которым не нашлось места в новых светлых религиях. Однако, целью Сатанистов является и являлось не бороться против этих религий, а просто практиковать то, что светлыми религиями для человека не предусмотрено: иное отношение к миру, независимый образ жизни, сохранение и приумножение накопленных знаний.
Далеко не все из первых Сатанистов использовали имя Сатана. Они использовали имена различных языческих богов, но фактически подразумевался именно Он. Происхождение имени Сатана до сих пор точно не выяснено, есть несколько различных версий. По одной из них, это имя одного из богов какого-то народа, проживавшего в Палестине, который впоследствии был истреблен евреями и сведения о нем до нас не дошли, а ивритское толкование "противник" придумано позднее. Согласно другому мнению, Сатана — это переиначенное имя египетского бога Сета. Наконец, есть версия, что имя Сатаны индоевропейского проихождения и означает "Светоносный" (т.е. то же самое, что Lucifer по-латыни).
Размежевание светлых и темных богов сильно ослабило язычество. Светлые культы деградировали (особенно яркий пример — культ императоров в Риме), а талантливые и независимые индивиды уходили в темные эзотерические общества. В результате, вокруг светлых богов скопились те граждане, которым было в общем-то все равно, какую религию исповедовать. Полуграмотный обыватель не видел особой разницы между Митрой и Яхве. В результате, язычество пришло в упадок, и его смогли вытеснить новые светлые религии.
Многие из них (в частности, христианство) не остановились на этом и решили установить свою полную духовную монополию, начав преследование инакомыслящих. Кто-то испугался и влился в ряды господствующей религии, но для Сатанистов это было абсолютно неприемлемо.
Трудно даже подсчитать, сколько инакомыслящих было уничтожено христианской церковью. Во всяком случае, счет идет на миллионы. Поскольку против церковных догм всегда выступали наиболее способные и образованные индивиды, установление христианства в Европе имело катастрофические последствия для европейской науки и техники. Произошел гигантский откат назад, который можно видеть на примере архитектуры. Зодчество раннего средневековья по своему техническому уровню примерно соответствует Древнему Египту (здания без каркаса, со сплошными стенами), а готика — Греции до Александра Македонского (здания с простейшим каркасом из повторяющихся элементов). Только в XV веке европейцы снова научились строить купола, и только к XVIII веку достигли в зодчестве мастерства римлян в период расцвета империи (многоэтажные здания, крупные купола, свободная форма каркаса).
Сатанисты в Европе ушли в подполье. Некоторые из них образовали тайные магические ордена, другие проникали в церковные структуры, чтобы заниматься магией и другими исследованиями под прикрытием церкви. Следует оговориться, что далеко не все из них считали себя Сатанистами. Но они сохранили античные знания в области магии и оккультной философии, благодаря чему Сатанизм в Европе смог возродиться в Новое время. Даже в совершенно неподходящие времена средневековья возник ряд новых идей в магии (например, енохианская магия, открытая Дж.Ди) и оккультных науках. Хотя многие ценнейшие древние знания были утеряны навсегда.
Помимо физического уничтожения своих противников, церковники параллельно вели кампанию по дезинформации. Сатанистам приписывалось рабское поклонение христианскому дьяволу, необъяснимое никакими разумными причинами стремление причинять вред людям (зло), дикие оргии с бессмысленным убийством младенцев и т.д. В конце концов это дало обратный эффект: стали появляться всевозможные псевдосатанистские общества, воплощающие в реальность плоды воображения проповедников. Поскольку современные средства массовой информации подхватили эстафету у средневековых сочинителей сказок, психически неуравновешенные люди продолжают воспроизводить их выдумки в реальной жизни.
Постепенно мрак средневековья рассеивался. Примерно с XIX века Сатанисты уже могли действовать почти легально, во всяком случае — не опасаясь быть сожженными на костре. Начинается возрождение Сатанизма, появляется множество новых магических орденов, которые уже открыто упоминают Сатану в своей философии. В это время развиваются спиритизм и некромантия, а кроме того, происходит знакомство европейских магов с оккультными знаниями других народов.
XIX век — очень интересное время, отмеченное появлением новых, не виданных ранее в истории познания, феноменов. Первый из них — это догматизация науки. Ученые много веков боролись с догматами христианства, но в результате переняли у церковников некоторые их вредные привычки, а именно — объявили науку абсолютной истиной и отрицали существование явлений, которые наукой пока что не объяснены (в частности, магию). Впоследствии это привело науку к таким явлениям как лысенковщина.
Другое порождение XIX века — профанация оккультизма. Люди больше не боятся быть сожженными на костре за связь с Дьяволом и начинают активно интересоваться всем тем, что ранее было запрещено церковью. В результате, появляется множество низкопробных книжонок "про магию", а пародированные спиритические сеансы становятся обязательным элементом светских вечеринок. Подобные явления продолжаются и до нашего времени.
Несмотря на все пережитки средневекового прошлого, XIX век стал важной вехой в истории Сатанизма. Сатанисты получают возможность легально обмениваться информацией, начинают открыто продаваться первые серьезные книги по магии, а в работах Ф.Ницше формулируется Сатанистская философия.
На рубеже XIX и XX веков появляется еще одна фигура, о которой невозможно не упомянуть в этой статье. Алистер Кроули. Он не считал себя Сатанистом, но его работы имеют для современного Сатанизма огромное значение. Разработанная им система магии содержит элементы самых разных традиций. То есть Кроули на практике доказал, что между оккультными знаниями из разных культур нет серьезных противоречий, что магия едина. Кроули оказал влияние на многих Сатанистов XX века.
XX век отмечен бурным прогрессом науки. В результате развития психологии и психоанализа (прежде всего благодаря работам К.Юнга) некоторые магические техники получили объяснение, удовлетворяющие официальную науку. Магия тоже не стояла на месте. Европейские маги узнали техники Вуду, появилось кое-что новое и на европейской почве (магия Хаоса и др.). Официальная наука тоже заинтересовалась так называемыми паранормальными явлениями. Наметилось сближение науки и магии.
Дело шло к легализации Сатанизма, и в 1966 г. Антон Шандор ЛаВей создал первую организацию, открыто называющую себя Сатанистской — "Церковь Сатаны". ЛаВей проделал большую работу, сформулировав в своих книгах основные положения Сатанистского мировоззрения. Вслед за "Церковью Сатаны" в странах Запада возникли и другие легальные Сатанистские организации. Вопрос полной легализации Сатанизма в России пока остается открытым.
Мы, Сатанисты, с оптимизмом смотрим в будущее. Мы видим, как средневековые догмы и предрассудки теряют свою силу, а роль Знания в мире постепенно увеличивается. Время работает на нас.